Программа курса по выбору
«Движение вокруг нас»
для учащихся 9 класса основной школы.
Пояснительная
записка.
Статистические данные анализа
результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорят о том, что
решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть
больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство
учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет
за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были
достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.
В ряду текстовых задач по математике
задачи на движение занимают особое место. Ученик должен уметь кратко записать
условие задачи, проиллюстрировать его с помощью рисунка, схемы или чертежа,
обосновать каждый шаг в анализе и ее решении, проверить правильность решения.
Однако на практике эти требования выполняются далеко не всеми учащимися, что
приводит к серьезным проблемам в знаниях и навыках детей, создает препятствия в
дальнейшем математическом образовании.
Многие учащиеся не умеют и не хотят
решать задачи на движение, поскольку умение решать такие задачи у учащихся
сформировано недостаточно. По этой причине возникла необходимость более
глубокого изучения этого раздела математики.
Полный минимум знаний, необходимый для
решения задач на движение, формируется в течение первых девяти лет обучения
учащихся в школе, поэтому представленный курс по выбору рекомендуется вводить с
9-го класса.
Всего на проведение занятий отводится 12
часов. На изучение методов решения задач на движение выделено 10 часов.
Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач, семинаров,
нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск
материалов с их последующим обсуждением. На практические занятия и отработку
умений и навыков отведено 10 часов, из них 2 часа в заключение курса изучения –
на самостоятельную итоговую работу. В программе предусмотрено проведение
тематического зачета и защиты творческих работ.
В конце программы дан перечень
литературы, которая позволит учителю и учащимся более качественно и шире
изучить рассматриваемые темы и творчески подойти к проведению занятий.
После рассмотрения полного курса
учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- уметь определять тип задачи, знать
особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
- уметь применять полученные
математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную
математическую литературу.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению задач на движение и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Цели.
1. Развитие устойчивого интереса
учащихся к изучению математики.
2. Формирование у учащихся полного представления
о решении задач на движение.
3. Определение уровня способности
учащихся и их готовности в дальнейшем к профильному обучению в школе и вузе.
4. Воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Задачи.
1) Систематизировать ранее полученные
знания по решению текстовых задач.
2) Познакомить учащихся с разными задачами
на движение, особенностями методики и различными способами их решения.
3) Развивать и укреплять межпредметные
связи.
4) Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
Тематический план.
№ |
Тема |
Количество
часов |
Форма
проведения занятия |
1 |
Задачи
на движение, методы их решения и виды задач на движение. |
2 |
Лекция, распределение заданий для творческих работ |
2 |
Движение
одного объекта по прямой. |
1 |
Сообщение
учащихся |
3 |
Движение
двух объектов навстречу. |
1 |
Практикум |
4 |
Движение
двух объектов в противоположных направлениях. |
1 |
Презентация ученика |
5 |
Движение
двух объектов в одном направлении. |
1 |
Семинар |
6 |
Движение
по реке одного объекта. |
1 |
Сообщение
учащихся |
7 |
Движение
по реке двух объектов. |
1 |
Практикум |
8 |
Движение
по окружности. |
1 |
Семинар |
9 |
Графический
способ решения задач на движение. |
1 |
Лабораторная работа в компьютерном классе |
10 |
Решение
задач по всему курсу. |
1 |
Зачет |
11 |
Защита
творческих работ. |
1 |
Конференция |
Содержание.
Тема
1: Задачи на движение, методы их решения и виды задач на движение (2
часа).
Рассмотреть основные компоненты этого
типа задач (время, скорость, расстояние), зависимость между этими величинами в
формулах, методов решения задач на движение (арифметический, алгебраический, графический, геометрический), виды задач на движение.
Разбить класс на 7 рабочих групп,
распределить темы. Проводить индивидуальные консультации внеурочное время.
Виды задач на движение:
А) По «суше»
- Движение одного объекта: по прямой;
- Движение двух объектов:
1) навстречу;
2) в противоположных направлениях;
3) в одном
направлении;
Б) По реке
- Движение одного объекта;
- Движение двух объектов;
В) Движение по окружности.
Тема
2: Движение одного объекта по прямой.
Пример задачи: Половину времени при переезде из одного пункта в другой автомобиль двигался с постоянной скоростью 60 км/ч. С какой постоянной скоростью он должен двигаться оставшееся время, если средняя скорость движения равна 65 км/ч.
Тема 3: Движение двух объектов навстречу.
Пример задачи: Два туриста отправляются одновременно навстречу друг другу из пунктов, находящихся на расстоянии 36 км. Через сколько часов и на каком расстоянии от А они встретятся, если турист, вышедший из А, идет со скоростью 4 км/ч, а второй турист – со скоростью 5 км/ч?
Тема 4: Движение двух объектов в противоположных направлениях.
Пример задачи: Два пешехода вышли из одного пункта в противоположных направлениях со скоростями 4 км/ч и 6 км/ч. Сколько км пройдет первый пешеход за 3 часа? Сколько км пройдет второй пешеход за 3 часа? Сколько км пройдут оба пешехода за 3 часа? Какое расстояние будет между пешеходами через 3 часа?
Тема 5: Движение двух объектов в одном направлении.
Пример задачи: Два пешехода отправляются из аптеки в одном направлении на прогулку по набережной. Скорость первого на 0,5 км/ч больше скорости второго. Найдите время в минутах, когда расстояние между ними станет 200 метров.
Тема 6: Движение по реке одного объекта.
Пример задачи: Лодка шла против течения реки 4,5 часа и по течению 2,1 часа. Найти скорость в стоячей воде, если она прошла всего 52,2 км, а скорость течения реки равна 3 км/ч.
Тема 7: Движение по реке двух объектов.
Пример задачи: Плот проплывает путь из А в В за 12 часов, а моторная лодка – за 3 часа. За какое время моторная лодка преодолеет такое же расстояние в стоячей воде?
Тема 8: Движение по окружности.
Пример задачи: Из одной точки круговой трассы, длина которой равна15 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 60 км/ч, скорость второго равна 80 км/ч. Сколько минут с момента старта пройдет, прежде чем первый автомобиль будет опережать второй ровно на 1 круг?
Тема 9: Графический способ решения задач на движение.
Более подробно рассмотреть решение задач
на движение графическим методом, используя разные цвета.
Пример задачи: Две группы туристов А и Б отправились в поход по различным маршрутам. На рисунке показаны графики движения этих групп. (По горизонтальной оси откладываем время, прошедшее с начала путешествия – в днях, а по вертикальной – расстояние, пройденное за это время – в километрах.) Сколько километров прошла каждая из групп во второй день своего путешествия?
Тема
10: Решение задач по всему курсу.
В течение урока дети решают задачи похожие на те, которые рассматривались на занятиях, для получения зачета по практической части курса.
Тема
11: Защита творческих работ.
Каждая рабочая группа защищает творческую работу по своей теме. Это может быть реферат, презентация, видео-ролик, сборник задач, плакат и т.д.
Список
литературы.
1. Введенская Т.В. Математика. 6 класс:
Учимся решать задачи. – СПб: «Дидактика Плюс», 1996. – 68 с., ил.
2. Задачи по математике для 4-5 классов
/ И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова. – М.: Просвещение, 1988. – 224
с. – (Б-ка учителя математики).
3. Математика: Учеб. для 5 кл.
общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд. – 9-е изд., стереотип. М.: Мнемозина, 2001. – 384 с.
4. Математика: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд. – 7-е изд., стереотип. М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.
5. Обобщающий этап обучения решению
сюжетных задач в девятилетней школе / Е.И. Лященко, Е.Ф. Феофилова, 1994. –
69с.
6. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по
математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов
педвузов и колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с. – (Библиотека
журнала «Математика в школе», вып. 15).
7. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как
научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и лоп. –
М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
8. Цывунина Т.Е., Черняева В.И. Сборник
задач по математике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов. Сыктывкар, 2009.
9. Шевкин А.В. Сборник задач по
математике для учащихся 5-6 кл. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»»,
2003. – 128 с.
10. Шестаков С.А. Сборник задач для
подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы:
9-й кл./ С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.В. Звавич; под ред. С.А. Шестакова. –
2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 255, [1] с.